21

ДЕКАБРЯ
2018

К 160-летию Джакомо Пуччини

Автор: K. Sokirko | Категория: Композиторы

Джакомо Пуччини Двадцать второго декабря 2018 года исполнилось 160 лет со дня рождения итальянского оперного композитора Джакомо Пуччини. Несмотря на то, что споры о творчестве композитора не угасают до сих пор, одно можно сказать с уверенностью - его вклад в оперное искусство сложно переоценить и этот вклад, по истине, огромен. Перехватив оперную «эстафету» от Верди на рубеже 19-20 веков, Пуччини полностью посвятил свою творческую жизнь оперной музыке и, как оказалось, этот выбор был судьбоносным, как для него самого так и для всего музыкального мира. Сейчас наверное сложно найти человека мало-мальски интересующегося классической музыкой, который не слышал бы таких названий как «То́ска», «Мадам Баттерфляй», «Богема» или «Турандот».
И это не удивительно, ведь Пуччини - один из самых исполняемых оперных композиторов на данный момент, наряду с Моцартом и Верди. Ещё при жизни композитора его оперы исполнялись по всему миру, на всех континентах. На многих премьерах Пуччини присутствовал лично.
В чем секрет подобного успеха? Думается, что ответ на этот вопрос приходит с пониманием принципов, которым следовал композитор. Среди них — такие, как неразрывность действия и музыкального материала, острота сюжетов, приверженность традициям бельканто, но главное - блестящий мелодизм, который оказал сильное влияние на композиторов 20го века, в частности на Шостаковича.
В жизни Пуччини, безусловно, были и трудные периоды. Только третья опера («Манон Леско») принесла композитору широкую известность, как впрочем и финансовую стабильность, так как вторая опера - «Эдгар» - считалась не столь удачной. А написанная позже «Мадам Баттерфляй» была, по началу, не принята публикой и основательно переработана Пуччини позднее, после чего имела успех.
Тем не менее, жизненные зигзаги не помешали автору «Богемы» и «Тоски» стать одним из крупнейших итальянских оперных композиторов, называться преемником Верди и быть ярким, самобытным представителем направления «веризм» в музыкальном искусстве.
160-летие со дня рождения композитора отмечалось во всём мире. Но ещё до официальной даты в нашей стране, в Санкт-Петербурге, произошло ещё одно интересное событие - вниманию слушателей была предложена предпоследняя работа Пуччини, опера «Триптих», которая состоит из трёх одноактных опер. Показ, прошедший 14 декабря на сцене Мариинского театра, являлся юбилейным - премьера состоялась 100 лет назад.