Интернет-лейбл. Понятие. Перспективы


N etlabels (Нет-лейблы, Сетевые лейблы, Интернет-лейблы) - это независимые лейблы, которые распространяют издаваемую ими музыку в цифровых аудио форматах (таких как MP3, Ogg Vorbis, FLAC или WAV) с помощью сети Интернет. До недавнего времени музыка действительно распространялась нет-лейблами только так, хотя в последнее время можно наблюдать активность отдельных сетевых лейблов в направлении издания музыкального материала и на физических носителях. По сути такое явление как Интернет-лейбл является сетевой копией подхода рекорд-лейблов к распространению музыки, который, имеет ряд особенностей.
Интернет-лейбл является - как правило, но совсем не обязательно - некоммерческой организацией, предоставляющей возможность познакомиться с музыкой, которая, в силу ряда причин, не представлена на традиционном музыкальном рынке. Надо отметить, что это отнюдь не означает, что такими лейблами издаётся низкокачественная музыка, как с точки зрения музыкального материала так и с точки зрения качества звука. Сетевые лейблы, в большинстве своём, имеют малый штат сотрудников; расходы на содержание таких организаций несравнимо меньше чем у «традиционных» издательств, в том числе и потому, что физические носители издаются нечасто. Интернет-лейблы могут работать под управлением небольшой творческой команды или одного человека и являются отличной стартовой площадкой для молодых исполнителей, т. к. берут на себя необходимый, базовый, «набор» действий для выпуска релиза музыканта - обложка, размещение музыки на площадках, реклама.
Стоит упомянуть, что в самом начале сетевые лейблы издавали, в большинстве своём, электронную музыку т. к. довольно большая её часть распространялась (и распространяется до сих пор) свободно. На данный момент существуют лейблы, представляющие разные стилистические сегменты - альтернатива, инди, авангард или, например, классическая и современная классическая музыка.
Своим же появлением Интернет-лейблы обязаны, именно цифровым аудио форматам (таким как, например, mp3), которые естественным образом подтолкнули Интернет-пространство к обмену музыкальными файлами. Как только такие обмены начали происходить - появились сайты, которые помогали такой обмен организовать и, если хотите, систематизировать. На этой основе, в дальнейшем, стали появляться и Сетевые издательства. Сходство с традиционными издательствами у сетевого лейбла заключается в следовании определённой продакшн-концепции и довольно чёткой формализации своей деятельности. То есть, как правило, качественный Интернет-лейбл работает в рамках нескольких музыкальных направлений, схожих между собой, у лейбла свои критерии отбора музыки, своё видение звука и свой подход к распространению.
Что-же до количества Интернет-лейблов - то на данный момент в России их немало, а за рубежом - великое множество, хотя стоит признать, что интересные, с точки зрения издаваемого материала, придётся поискать. В то же время, есть надежда, что это обратимый тренд, т. к. традиционные лейблы, на данный момент, стараются работать только со 100% продаваемым музыкальным материалом, что в целом не означает, что такой материал музыкально интересен. Интересная же музыка зачастую уходит в сеть, что говорит о некоем тупике в котором находится ситуация на рынке музыкального издательства. Благодаря такой ситуации качественные Интернет-лейблы, теоретически, могут заявить о себе громче, зайдя уже на коммерческую «территорию» традиционных издательств.
Думается, что время покажет насколько это возможно.