Чему джаз учит нас и как мы учим джазу


Об изучении джаза и обучении джазовой музыке.


Введение.

Д жазовая музыка учит нас многим вещам за пределами слышимых звуков. Как исполнители джаза, мы стремимся быть лучшими и широко продвигать наше искусство. Как преподаватели джаза, мы стремимся привить нашим ученикам лучшие методы и лучшие практики, которые знаем, чтобы ученики могли развиваться и совершенствоваться. И, как обучающиеся джазу, мы стремимся взять столько, сколько можем из прошлого и настоящего, чтобы в будущем довести джазовую музыку до нового уровня.
На протяжении всего изучения и исполнения джазовой музыки мы разрабатываем различные способы работы, совершенствуем самодисциплину, коммуникативные навыки, расширяем профессиональный словарный запас, оттачиваем совместную работу, развиваем способности принимать конструктивную обратную связь и формируем собственное критическое мнение на основе различных музыкальных примеров.
Творческий путь современного джазового артиста - педагога, композитора или исполнителя - начинается с ученических лет и продолжается на протяжении всей жизни. Каждый человек уникален, поэтому каждый обучающийся – пусть это будет будущий преподаватель - по-своему подходит к понятию «обучение». Чтобы расти в творческом смысле, ему необходимо, например, находить баланс между временем, которое он тратит на самообучение и временем, которое он проводит с другими музыкантами. Как только он приобрел навыки и знания на высоком профессиональном уровне - он готов самостоятельно преподавать.
Важно понимать, что преподаватель не только преподает. Он также учится у своих учеников. Эти уроки неоценимы для всех - для преподавателей, для их подопечных и, в последствии, влияют на создаваемую музыку. Преподаватели должны пытаться понять каждого ученика и находить мотивации, необходимые для того, чтобы обучающиеся в дальнейшем могли самостоятельно и свободно генерировать музыкальный материал. Например, когда преподаватель вдохновляет ученика на создание музыки он может показывать себя как исполнитель, который применяет разнообразные приемы и методы, преподаваемые им самим. Преподаватель может создавать композиции в реальном времени, например, со своими коллегами, во время живых выступлений. Не секрет, что джазовые исполнители часто создают новое произведение прямо на сцене и имеют способность управлять чувствами слушателей в данный, конкретный момент. Чтобы достичь этого, необходимо искать новые вдохновения, идеи и способы совершенствования мастерства. Соответственно, необходимо настроится на долгую напряженную работу и постоянную практику.
Эта статья призвана описать немузыкальные жизненные навыки, необходимые для изучения джазовой музыки для учащегося, для преподавателя и для исполнителя-композитора.


Часть 1: Одиночество

И зучение джаза – процесс индивидуальный и личный. Это изучение требует времени, внимания, многочисленных прослушиваний и подготовки, повторений усвоенного и т. д. - также, как спортсмены или танцоры нуждаются в индивидуальном обучении для совершенствования своих способностей. Индивидуальная работа ведет к полезным взаимодействиям с другими музыкантами. Для учащегося джаз - это процесс самопознания, находясь в котором необходимо слушать музыку, слушать преподавателя, слушать звуковую ткань, которую преподаватель создает на своем инструменте или с помощью голоса. Такое прослушивание формирует образец для подражания в разрезе джазового звука, помогает познакомится с различными джазовыми приемами и их вкладом в художественную форму, дает возможность оценить собственный творческий прогресс. Способность слушать является индивидуальной и варьируется в зависимости от уровня подготовленности и зрелости учащегося. Время, проведенное в одиночестве, в процессе самообучения, учит нас дисциплине, решительности, мотивации, а также позволяет испытывать чувство гордости, в тот момент, когда наши достижения совершенствуются.
Для преподавателя, продвижение джазовой музыки требует способности руководить учащимися, быть для них образцом для подражания. Немаловажен, также, выбор эффективного репертуара, упражнений и умение балансировать похвалу с конструктивной критикой. Подготовка требует от преподавателей ориентироваться на опыт каждого отдельного ученика и, соответственно, адаптации уроков к конкретным потребностям и способностям. Необходимо планирование долгосрочных и краткосрочных целей для себя, как для преподавателя и для каждого обучающегося. Сосредоточенность в подготовке к занятиям с обучающимися учит пониманию важности этой самой подготовки с точки зрения профессионального участия и развивает способность выбирать репертуар для будущих артистов, которые могут одновременно вас вдохновлять, бросать вызов, демонстрировать растущий талант.
Для исполнителя изучение джаза требует многочасовой практики, критического прослушивания, постоянной самооценки, а также художественного любопытства, неустанной самоотдачи и самомотивации, чтобы подготовиться к работе в качестве солиста или к работе в ансамбле. Эти «инвестиции» в себя позволяют музыкантам развивать технику, гибкость, ловкость, профессионально развивать вокальные навыки. Кроме того, индивидуальная работа музыканта позволяет ему анализировать, структурировать получаемую информацию, чтобы в последствии применять ее в исполнении, в рамках которого будет необходимо продемонстрировать свою грамотность, умение, а также словарно-терминологический запас.


Часть 2: Четыре брата

Джаз часто рождается в коллективном музицировании. Это может быть дуэт, трио, квартет, биг бенд или другой тип ансамбля. Это групповое музыкальное созидание предполагает особенный подход к игре на инструменте (или к вокальному исполнению) в рамках ансамбля, где определен уровень репертуара и артистизма.
Воспроизведение джаза с другими людьми требует осознания, умения слушать и чувствовать, а также умения вносить коррективы на месте (например, для поддержки коллег) и (или) смелости взять на себя инициативу. Во время игры с другими музыкантами общение происходит естественным путем как с помощью музыки, так и языком тела. Эти невербальные взаимодействия укрепляют музыку и отношения между исполнителями и со временем приводят к высокому уровню исполнительства, где музыкант может предвидеть, что другие будут делать и соответственно этим действиям реагировать.
Кроме того, говоря по-простому, это очень здорово - играть музыку с другими музыкантами. Взаимодействие с другими исполнителями развивает музыкальные качества и реакции, которые вы не сможете развить в одиночку, и с каждым исполнением такое взаимодействие дает вам новый опыт.
Для учащегося, исполнение джазовой музыки с другими музыкантами требует контроля своей игры на инструменте таким образом, чтобы создаваемые звуки, мелодии, подголоски, находились в балансе с другими инструментальными и вокальными партиями. Учащийся должен быть способен создать соответствующий «саунд» для исполнения, использовать артикуляции, фразировку, динамику, стилистические перегибы, чтобы повысить общую производительность ансамбля. Выступая в ансамбле, обучающийся учится быть частью команды, учится контактировать с разными музыкантами и аудиториями, а также учится оценивать свои сильные и слабые стороны – и все это в творческой «связке» с другими исполнителями.
Для преподавателя подготовка учащихся к творческой жизни артиста, который вносит свой вклад в коллектив, лежит в основе учебной программы. Преподаватель каждому своему ученику должен внушать уверенность по всем направлениям обучения будь то техника исполнения, музыкальная грамотность или процесс художественного выбора. В разрезе сольной и ансамблевой музыки, учитель учит своего ученика пониманию, что он не может быть эффективным членом коллектива, если у него нет твердой уверенности в каких-то музыкальных аспектах или он не имеет достаточного опыта.
Для исполнителя, игра с другими музыкантами требует многочасовой практики в одиночку, а уже затем - в коллективе. Он должен осознавать свою роль в группе и стремиться внести свой вклад в создание коллективной музыки. Кроме того, он, в процессе выступления, должен учитывать личные и творческие особенности других участников.


Часть 3: Воображение

Д жаз расширяет границы. Это художественная форма, основанная на толковании и импровизации - свободе выражения и личном выборе. Исполнители, композиторы и аранжировщики джазовой музыки стремятся предложить оригинальный «саунд» и продвигать художественное замыслы с использованием музыкальной лексики, инструментария и формы. Они мечтают сделать музыкальный материал особенным, неслыханным прежде и ищут способы вдохнуть новую жизнь в стандартный репертуар.
Для учащегося интерпретация часто проще, чем импровизация. Начиная работу над джазовым стандартом, он ищет различные способы - например изменение мелодии или ритма, растягивание фраз или вставка пауз, разработка оригинального аккомпанемента – все это, конечно, отличается от спонтанного создания музыки во время импровизации. Интерпретация требует осознанного музыкального выражения и способности делать эффективный выбор. Импровизация же может быть пугающей и угнетающей для ученика, поскольку она предполагает игру соло перед другими музыкантами и пред слушателями. Такой «риск» добавляет уверенности, в случае успеха, но может быть разрушительным для музыканта, если успеха нет. Это означает, что важно понять и вникнуть в импровизационный процесс и получить четкое руководство и отзыв о работе в этом направлении от преподавателя. Именно тогда уверенный ученик будет готов интерпретировать музыку, делиться оригинальными идеями и использовать свое художественное и интеллектуальное воображение, чтобы играть джаз.
Для преподавателя воображение является важным компонентом учебного процесса. Ему необходимо творчески привлекать своих учеников с помощью эффективных методов, а также предлагать новые способы музыкального мышления, новые способы создания музыки - на каждом уроке. Преподавателю также нужно уметь выслушать своего ученика и найти способы помочь выразить себя с помощью инструмента или с помощью голоса – то есть работать вместе, чтобы развиваться и расти с течением времени. Обучение импровизации требует поэтапного подхода, который позволяет учащемуся основываться на предшествующих знаниях, собственных способностях и одновременно развивать навыки и уверенность.
Для исполнителя, интерпретация и импровизация являются одними из самых сложных музыкальных решений в джазе – это «момент истины», когда музыкант делится своими оригинальными идеями и навыками с аудиторией. Например, это может быть способность развивать соло, которое имеет начало, середину и конец, в котором используются разнообразные выразительные приемы и которое показывает техническое и художественное мастерство, которое, наконец, волнует слушателей. Кроме того, эти соло вдохновляют других музыкантов и выстраивают художественную форму.


Часть 4: Смотрите, что происходит

Д жаз созревает и парит. Что-то волшебное происходит, когда музыканты на профессиональном уровне играют джаз вместе. В этой музыке чувствуется свобода, так как исполнители создают ее общаясь друг с другом и с залом. Исполнители взаимодействуют, созидают что-то новое и благодаря этому музыка кажется живой и свежей.
Учащемуся на этом этапе приходит чувство зрелости, которое позволяет ему осознать тот факт, что он будет продолжать получать новые уроки в течение всей своей музыкальной жизни, но он уже не тот ученик, которым когда-то был!
Для преподавателя такой этап - ответственность за формирование музыки сделанной учеником на самом высоком уровне, с возможностью тонких корректировок и возможностью предложить свое художественное видение, чтобы повлиять на искусство, создаваемое другим музыкантом.
Исполнителю на этом этапе предстоит передать энергию применения всех навыков и опыта в реальном времени, включая взаимодействие с коллегами и слушателями. Создание музыки на вершине своего мастерства, с возможностью творческой «зарядки» от слушателя в зале является своеобразной целью для исполнителя и вдохновляет новые и новые поколения джазовых музыкантов.


Заключение

Б Быть полноценным и профессиональным джазовым артистом очень ответственно, этого можно достичь только через долгий путь самопожертвования и самодисциплины. Хотя эта работа (как и вся другая работа) имеет много проблем, она чрезвычайно полезна. Она помогает нам понять самих себя и окружающий мир. Более того, профессия джазового музыканта дает нам возможность общаться с другими людьми и учит нас новым способам наслаждаться жизнью.
Понимание немузыкальных аспектов, применение различных жизненных навыков – все это более чем актуально при изучении и исполнении джазовой музыки и все это оказывает на нас - учащихся, преподавателей и исполнителей – определённое влияние, будь то самостоятельная работа или работа в ансамбле, будь Вы новичок или состоявшийся мастер. Все эти элементы «подпитывают» наше музыкальное звучание, позволяют нам расти «вширь» и выдвигать музыку на новые горизонты.
Итак, в следующий раз, когда вы выходите на сцену для выступления, заходите в студию или готовитесь учить кого-то, помните, что помимо создания великолепного джаза вы развиваете навыки, знания и способности, которые выходят далеко за рамки музыки.

Авторы: Дарла Хэнли, Инаки Сандовал. Вольный перевод и редакция сайта 9muses.ru